Есть мнение, что журналисты по природе своей злокозненны и продажны. Поэтому любое негативное упоминание личности или компании в медиа является спланированной и проплаченной конкурентами акцией, требующей возмездия. Давайте разберемся, так ли это?

Константин Барановский, гуманитарный технолог,
управляющий партнер ГК «Консильери»
Не всякая публикация, которая не нравится компании, является актом намеренной дискредитации со стороны СМИ
Гораздо чаще можно встретить публикацию неверных сведений из-за ошибки или недостаточной информированности журналиста. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, у вас есть несколько вариантов действия. Первый и самый простой – обратиться к автору материала или редактору СМИ, объяснив суть ошибки и предоставив точную и исчерпывающую информацию. Если это интернет-СМИ, они, скорее всего, просто исправят текст, если газета или журнал – редакция опубликует поправку или опровержение в одном из ближайших номеров.
Впрочем, если публикация нанесла серьезный урон бизнесу, лучше подать в суд. Как это сделал «Альфа-Банк», когда «Коммерсант» в 2008 году опубликовал материал про то, что люди забирают свои деньги из банков в панике, отстаивая огромные очереди. Статья была иллюстрирована фотографией отделения «Альфа-Банка», в котором как раз ничего такого не наблюдалось. Вряд ли у газеты был злой умысел.
Возможно, бильдредактор или верстальщик просто поставили подходящее, как им показалось, фото, не вникая в название банка. «Альфа-банк» не только выиграл иск, но и дал понять всему рынку, что серьезно относится к такого рода инцидентам. Тем не менее стоит перед подачей иска взвесить свои аргументы и понять, выиграете ли вы процесс. Потому что проигрыш в суде может добавить еще больше негатива к имиджу компании.
Если же факты изложены верно, но трактуются не в лучшую для вас сторону, не спешите требовать опровержения – СМИ не любят опровержений и идут на них только по приговору суда, который может решить дело не в вашу пользу.
Вам важнее наказать СМИ или изложить собственную точку зрения? Если последнее, прибегните к ст. 46 закона «О СМИ», дающей право на ответ.
Медиа быстрее согласится на это – так как идет продолжение темы и публикуется годный контент, при этом СМИ не выставляется некомпетентным или злонамеренным: просто публикуется другая точка зрения на ситуацию. И не тяните с ответом: несколько месяцев спустя уже все забудут, о чем шла речь, и вновь привлекать внимание к истории будет не в ваших интересах.
В любом случае: не торопитесь с обвинениями
Эмоции PR-специалиста, столкнувшегося с негативом в СМИ, понять несложно. Но не стоит звонить автору материала или его редактору с обвинениями в продажности и заказухе. Зачем вам настраивать против себя журналистов, которые, скорее всего, до звонка не имели никакого личного отношения к компании или персоне? Появилась фактура – ее опубликовали.
Когда включается личностный фактор, будет только хуже – журналист или редактор станет специально искать повод уязвить вас снова и снова. И, возможно, найдет.
Самое малое, что будет сделано, – это нейтральный или даже позитивный материал под двусмысленным, бросающим на вас тень заголовком. Или выйдет серия негативных материалов. Могут даже запрос в прокуратуру послать по поводу вашей деятельности, оповестив о том читателя-зрителя. Неважно, что ответит прокуратура, субстанция на вентилятор уже наброшена.
Кроме того, не стоит переоценивать значимость «случайных» публикаций. Если вы не один из ведущих игроков рынка или не являетесь социально значимым предприятием, скорее всего, мало кто заметит разовый негатив про вас. Хотя то, что вы посчитали «наездом», может стать поводом задуматься, не пора ли проактивно начать работать над репутацией в СМИ?
Полная версия статьи доступна подписчикам выпуска.