Прекращать работу с PR-консультантом сложнее, чем с агентством. Самое главное (а иногда и самое сложное) при этом – сохранить приятные и дружеские отношения.

Зоя Глазачева, Генеральный директор PR-агентства Politika
Никогда не ссорьтесь с пиарщиками, даже если вам надо прекратить отношения. Особенно если вы живете не в мегаполисе, а в маленьком городе, где все друг друга знают. И особенно, если понимаете, что пиарщик не дурак.
Такое бывает: PR-специалиста пригласили, чтобы он помог компании. А потом мало ли что произошло: проблема рассосалась сама собой, не сошлись гороскопами, закончился бюджет. В лучшем случае появился соблазн выкинуть пиарщика побыстрее. В худшем – хочется сделать на прощание что-нибудь эдакое: например, дать понять, что он ничтожество и не приносит никакой пользы.
Но прежде чем компания начнет этот увлекательный аттракцион, стоит подумать о том, что ее может ожидать дальше (а по сути это даже не трех-, а двухходовочка).
Хороший пиарщик стал таковым таким не просто так. Он весел и болтлив, ему доверяют тайны.
За годы работы в профессии он не только наращивал себе жир на резюме, но и расширял сферу контактов. Большая часть этих контактов – представители сми. И не то что бы они нужны только по делу. Для пиарщика они просто душевные люди (а чаще всего и бывшие коллеги, ибо пиарщик почти всегда сам бывший медийщик).
Во многом именно эта, на первый взгляд малозначительная, болтовня в курилках и совместно распитый кофе, а не KPI и задачи компании, определяют то, как бизнес выглядит в глазах пресловутой общественности.
Если человек пользуется уважением, ему верят. Если ему верят те, кто формирует общественное мнение, с ним важно сохранять хорошие отношения и после того, как совместная работа прекратилась. Многие компании думают, что к ним это не относится («у нас куплено абсолютно все»). Даже если это так, сегодня это не помогает: в СМИ могут публиковать ваши золотые релизы, но резво хихикать над вами в комментах.
Если расставание с PR-консультантом связано еще и с деньгами, то компания может стать для такого отверженного пиарщика чем-то вроде личного врага. Он может не говорить этого вслух и при встрече будет мило пожимать руку ее руководителям. Но при первой же возможности сделает все для того, чтобы (по мере сил) испортить ей жизнь.
Если пиарщик вам больше не нужен, расстаньтесь с ним по-хорошему. Объясните что-нибудь про проблемы в бизнесе, обнимите его. И выпишите хотя бы небольшую премию.
Если не готовы возиться, лучше вообще не нанимайте пиарщика. Найдите агентство. Оно хоть и дороже, зато все сугубо по делу: таблички, отчетики. И без всяких этих межличностных хлопот.