Заканчивая свое выступление на публике, не оставляйте слушателям возможности расслабиться и «остыть».
1. Приберечь для завершения неожиданный факт
Это завершение напоминает концовку в стиле американского журналиста Гарри Шваба (Garry Schwab), который завершал свои статьи самым неожиданным образом. Например, заметку о погибшем в авиакатастрофе молодом рыбаке он закончил сценой с его родителями, которые сидят перед телевизором и смотрят домашнее видео о том, как их сын участвует в своей первой рыбалке. Этот прием помогает вернуть внимание публики, которое к концу любого выступления обычно рассеивается.
2. Задать вопрос
Если вы закончите выступление провокационным или риторическим вопросом, это также отложится в памяти аудитории. То, что заставляет нас задуматься, стимулирует мыслительную работу. Даже если это вопрос, не требующий ответа, он все равно заставит аудиторию задуматься.
3. Завершить слоганом
Так поступил писатель Стивен Джонсон закончил в своем выступление на тему «Откуда берутся хорошие идеи». В конце он заявил: «Удача любит тех, кто мыслит в нужном направлении».
Придумайте, как превратить свое выступление в короткое, цепляющее за душу сообщение. Когда вы его сформулируете, подумайте, подойдёт ли оно для Twitter, отражает ли то, что вы думаете на самом деле. Соответствует ли тому, что вы сказали в основной части выступления? Слушатели, особенно бизнесмены, очень чутко реагируют на фальшь, поэтому если последняя фраза будет удачной, они ее запомнят.
4. Сказать всего три слова
«Правило трех» – одна из самых важных моделей финала выступления. Продумайте фразу из трех слов («Свобода, равенство, братство») и произнесите ее под занавес выступления.
5. Привести цитату
Цитаты хороши не только для того, чтобы начать выступление, но и для того, чтобы его завершить. Правда, для этого они должны быть не из тех фраз, которые употребляются направо и налево, превращаясь в клише.
Чтобы использовать небанальные цитаты, поищите высказывания современных деятелей, а не исторических персонажей. Почитайте деловые издания и книги современных бизнесменов. Вы можете целенаправленно подбирать цитаты из той сферы, которая наиболее интересна вашей аудитории.
6. Добавить звуковые эффекты
Специалист по маркетингу и рекламе Дитмар Дамен последние слова своего выступления «Измени сам» произносил в сопровождении звука тикающих часов. «Потребители играют ведущую роль, – сообщил он, – поэтому хватит ждать – начинайте действовать». Если вы хотите закончить выступление фразой, которая должна побудить аудиторию действовать, ее можно говорить под звук часов. Если вы призываете остановиться и задуматься о вечном, включите шум прибоя.
7. Усилить визуальный ряд
Сделайте финал вашего выступления более впечатляющим при помощи эффектного визуального ряда. Например, оставьте на последние секунды выступления тизерный ролик.
8. Вернуться к началу
Используйте наиболее сильную фразу или идею, с которой вы начали свое выступление. Это может быть продолжение истории, которую вы рассказали, или ответ на вопрос, которым вы предварили речь. Благодаря новой информации, полученной за время презентации, даже повтор уже, казалось бы, знакомых сведений воспринимается совершенно по-иному и позволяет слушателям увидеть ситуацию в новом свете. Фактически данная концовка представляет собой завуалированный вывод – умозаключение на основе аргументов, изложенных в ходе выступления.
Еще один вариант такого завершения – это концовка-разгадка. Она раскрывает секрет, дает ответ на загадку, предложенную в начале речи. Разгадка может быть дана с помощью фотографии, видеовставки или короткого рассказа, которые пояснят, что на самом деле имел в виду автор.
9. Вернуться к середине
Этот прием привязывает окончание выступления не к его началу, а к какому-то элементу внутри него (обычно к наиболее оригинальной детали, к самому сложному вопросу).
10. Поблагодарить
Иногда в конце выступления бывает уместно выразить благодарность тем, кто помогал вам его подготовить. Удачный ход – в конце компьютерной презентации сделать слайд с указанием имен и фамилий тех, кому вы хотели бы сказать “Спасибо”. Можно также сделать это при помощи видеофайла. Это не самый избитый прием, так что публика его запомнит.
11. Призвать к действию
Самый логичный вид завершения для убеждающих речей – это призыв к конкретному действию в конкретное время (пойти на митинг, прочитать книгу, сдать кровь и так далее).
12. Заглянуть в будущее
Футуристическая концовка предполагает взгляд в будущее, когда выступающий предсказывает, что произойдет дальше в рамках интересующей его темы. Разновидностью футуристической концовки является эпилог, когда спикер сообщает собравшимся о дальнейшей судьбе персонажей и проектов, описанных в ходе выступления.